Большой поверхностный обзор игры Cataclysm: Dark Days Ahead — roguelike, симулятор, зомби и железнодорожный вагон механик

Большой поверхностный обзор игры Cataclysm: Dark Days Ahead — roguelike, симулятор, зомби и железнодорожный вагон механикПредставьте себе игру, где можно делать буквально всё. Нет, серьёзно — абсолютно всё, что только может прийти в голову выжившему после апокалипсиса.

От сбора дождевой воды и постройки примитивного укрытия до создания кибернетических имплантатов и управления танком. Собственноручно собранным танком.

Звучит как фантастика? Знакомьтесь, Cataclysm: Dark Days Ahead (CDDA, или просто «ката»).Небольшой трибьют любимой игре — авторский пиксель-арт на тему.

Первому, кто найдёт 5 отсылок к механикам и ру-сообществу игры — авторский респект:)Автор: Кот ВеселыйCDDA — это, пожалуй, самая комплексная игра, которую я когда-либо видел. Не в жанре, а «вообще».

Попробуйте назвать любую механику, какую только можете себе представить для игры-выживания, и с 90% вероятностью я отвечу: «В CDDA это есть». От того, что герою нужно не просто питание, а сбалансированное питание с учётом витаминов и микроэлементов, до повреждения предметов при использовании, реалистичных экосистем, многоступенчатой рубки деревьев и тайловых машин с сотнями необходимых запчастей «как в жизни» — это бескомпромиссный реализм.Но что же это за игра на самом деле? Ката — это наглядный пример того, что происходит, когда более 2000 человек на протяжении более 10 лет на добровольных началах создают игру своей мечты, которую можно охарактеризовать как «Project Zomboid, нобольшеи в 2-с-четвертьюD».Плод коллективного творчества энтузиастов, и результат поражает воображение — и это вот ни разу не поэтическое преувеличение автора.

Давайте разберёмся, что же такого особенного в этой игре, как начать в неё играть и почему она заслуживает вашего внимания (если пройти сквозь огонь, воду и медные трубы порога вхождения).Выбор версии: почему 0. DПрежде чем я расскажу за глубины CDDA, важно понять, что игра существует в нескольких версиях, каждая из которых предлагает уникальный опыт.

Данный обзор посвящён версии 0. D, которую я лично считаю золотой серединой между сложностью и доступностью.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Версия 0. D — это так называемая «релизная сборка».

Она отличается стабильностью и сбалансированным геймплеем, что делает её идеальной отправной точкой для новичков. В этой версии вы найдёте все основные механики, которые сделали CDDA культовой игрой, но без чрезмерного усложнения, характерного для более поздних билдов.Помимо 0. D, существует ещё «текущий билд» — постоянно обновляемая версия игры, как условно-стабильная, так и «эксперименталки» с последними фичами.

Здесь разработчики экспериментируют с новыми идеями, добавляют ещё больше механик и даже меняют сеттинг. Например, действие игры перенесено из ближайшего будущего в наше время, а мир получил полноценное третье измерение (Z-уровни), реализованное как в Dwarf Fortress — через показ среза трёхмерного мира видом сверху.

Однако многие игроки критикуют этот билд за чрезмерную сложность и перегруженность деталями.Для тех, кто хочет получить опыт, близкий к 0. D, но на более современном движке, существует форк под названием Bright Nights.

Это попытка сообщества сохранить дух классической CDDA, одновременно внедряя некоторые улучшения и новые функции вроде полноценной электросети и Z-уровней. У Bright Nights есть свои плюсы и минусы в сравнении как с 0. D, так и с «посткармашковыми» билдами, но это тема для отдельного разговора.Симулятор всего: от температуры тела до экосистемПервое, что поражает в CDDA — это невероятная глубина механик. Если вы спросите: «А есть ли здесь X?», с вероятностью 90% ответ будет положительным.

Разработчики, кажется, подумали обо всём.Начнём с базовых потребностей вашего персонажа. Здесь не просто есть система питания — есть система сбалансированного питания с учётом витаминов и микроэлементов. Нарушите баланс, и последствия не заставят себя ждать. Температура окружающей среды влияет на вашего героя, заставляя его мёрзнуть или потеть.

А система настроения может повлиять практически на всё, от эффективности действий до шансов выжить в критической ситуации и шанса персонажа совершить роскомнадзор от такой жизни.Взять те же предметы — здесь всё влияет на всё. А скованность одежды — вообще отдельная механика, которой можно было бы посвятить отдельный подзаголовок.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Но CDDA идёт дальше.

Хотите построить собственный автомобиль? Пожалуйста — система полностью настраиваемых транспортных средств в вашем распоряжении. Мечтаете о сверхчеловеческих способностях?

Исследуйте системы мутаций и кибернетических имплантов. Любите боевые искусства?

Их здесь десятки, и каждое со своими уникальными приёмами.Строительство, демонтаж, системы прочности для всех объектов, симуляция экосистемы, сложная система знаний и навыков — всё это есть в игре. Даже такая, казалось бы, простая вещь, как рубка дерева, здесь происходит в несколько этапов, как в реальной жизни. Единственное, чего здесь нельзя делать — это «грабить корованы» (как минимум, в 0.

D, на последних билдах и это возможно). Но, честно говоря, с таким разнообразием возможностей вам вряд ли захочется этим заниматься.Фантастический реализмВторым краеугольным камнем Cataclysm: Dark Days Ahead, причём именно в версии 0. D для меня стал именно фантастический, условный реализм.

С одной стороны, игра симулирует критически важные детали: температуру тела и окружающей среды, запахи, состав крови и ещё десяток параметров. Система повреждений здесь «завязана» на физике. Например, насколько я понял, пуля — это не просто источник фиксированного урона (хотя именно он для сценария «в упор» показан в карточке), а физический объект с определённой массой и скоростью, а также падением этой скорости с расстоянием, уменьшающим урон в зависимости от прописанного в JSON свойства.

С тем же успехом вы можете, например,оченьбыстро бросить в противника кусок гальки.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)С другой стороны, в 0. D нет систем, которые превращали бы игру в утомительный микроменеджмент ради микроменеджмента.

Здесь нет отдельных кармашков для каждого предмета (вместо этого используется общий объём инвентаря), нет чрезмерно сложной системы голода с симуляцией пищеварения и объёмом желудка. Вы можете научиться многому по книгам, без необходимости тратить годы игрового времени на практику. Наконец, нет откровенно бесящих NPC и обязанности с ними взаимодействовать — только вы и Катаклизм, та-сзать.Кроме того, важно отметить, что 0. D — это последний стабильный билд со «старым» лором и в меру фантастическим сеттингом.

В более поздних версиях разработчики решили повысить градус «унылого реализма», переместив время действия в наши 2020-е и убрав из игры большую часть как крутых самоделок (прощай, имбовый болтомет-револьвер), так и интересной фантастики. Лично мне кажется, что это лишило игру части её очарования.Локализация и доступностьОдно из главных преимуществ CDDA — это её доступность. Благодаря разработке силами сообщества, игра имеет полную (100%, не машинный перевод) русскую локализацию для обоих основных вариантов игры.

Это значит, что вы можете погрузиться в мир CDDA, даже если английский — не ваш родной язык.Но доступность CDDA не ограничивается только языковым аспектом. Разработчики и энтузиасты создали порты игры практически для всех известных устройств, включая мобильные платформы.

Хотите играть в CDDA на своём планшете? Нет проблем (кроме управления). Предпочитаете классический опыт за компьютером?

Тоже отлично!При этом важно отметить, что несмотря на доступность на разных платформах, игровой опыт остаётся неизменным. Вы получаете тот же уровень глубины и детализации, независимо от того, на каком устройстве играете.

Конечно, интерфейс может немного отличаться в зависимости от платформы, но суть игры (и егоспецифичность) остаётся неизменной.Установка игрыЕсли вас пугает сложность установки Cataclysm: Dark Days Ahead, то спешу вас успокоить — всё гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Процесс установки игры максимально упрощён благодаря специальному лаунчеру (для ПК, APK-колдунства для Android пока отложим).Вот что нужно сделать:Скачайте лаунчерKitten CDDA Launcher.Запустите лаунчер и выберите версию игры. Для нашего обзора это «Stable->0.D».Нажмите кнопку «Скачать» или «Обновить» («Download game» или «Update game» для не знающих английский).

Это достаточно сделать один раз.После завершения загрузки, просто нажмите «Открыть» (Launch game), и игра запустится.Должно быть как на скриншотеАвтор: Remyroy, Fris0uman, KittenИсточник:github.comСамое приятное в процессе то, что русская локализация подтягивается автоматически. Вам не нужно искать и устанавливать её отдельно. Как только игра запустится, вы увидите весь интерфейс на русском языке.Лаунчер также позволяет легко обновлять игру и переключаться между разными версиями.

Хотите попробовать экспериментальную ветку? Просто смените целевую папку, выберите её в лаунчере и нажмите «Скачать». Хотите вернуться к стабильной версии?

Так же просто. Кроме того, в нём же можно докачать и установить озвучку игры — по умолчанию звука нет, но на выбор есть сразу несколько вариантов как только звуковых эффектов, так и наборов, включающих в себя эмбиент. Выбирайте на свой вкус, тут как с тайлсетами (о которых позже).Милые особенности управленияТеперь давайте поговорим о том, что может стать для новичка настоящим испытанием — об управлении в CDDA. Надо признать, что разработчики игры… Скажем так, имеютвесьма своеобразное представлениеоб удобстве и эргономике.

В результате мы получили систему управления, которая использует буквально ВСЕ клавиши на полноразмерной клавиатуре, причём некоторые — в обоих регистрах, при этом мышь здесь почти бесполезна.Но это ещё не всё. Значение кнопок может меняться в зависимости от того, в каком меню вы находитесь.

Например, клавиши, которые вы используете в меню крафта, могут выполнять совершенно другие функции в расширенном инвентаре или в меню тюнинга автомобиля. Ситуацию усугубляет то, что в игре отсутствует обучение. Вас буквально бросают в глубокую воду и говорят: «Плыви!» Поэтому я настоятельно рекомендую перед началом игры найти и изучить гайд по управлению от сообщества. Поверьте, это сэкономит вам массу времени и нервов.Чтобы вы поняли масштаб проблемы: полная инструкция ко всем кнопкам CDDA во всех окнах была бы размером с две таких статьи, как эта.

И это не преувеличение. Каждое действие, от движения персонажа до сложных манипуляций с предметами, имеет свою комбинацию клавиш, которых здесь примерно втрое больше, чем в и без того печально известном Dwarf Fortress.Но не позволяйте этому вас отпугнуть.

Да, кривая обучения в CDDA крутая, но как только вы освоите основы управления, вы откроете для себя невероятно глубокий и захватывающий игровой опыт. Просто помните: терпение — ваш главный союзник в освоении этой игры.По этой ссылкеможно узнать самое основное, что потребуется для игры с точки зрения управления, сверх описанного там отмечу, что расширенное передвижение завязано на нампад — только с его помощью можно перемещаться по диагонали. Также отмечу, что гайд по ссылке покрывает только самые основы и не рассказывает, например, о расширенном инвентаре (на точку) или интерфейсе автомобиля. Гугл в помощь.Геймплей (начинается с настроек)Итак, мы установили игру, разобрались с основами управления… Но не спешите нажимать «Новая игра»!

В CDDA подготовка к выживанию начинается задолго до того, как вы окажетесь в игровом мире. Первым делом загляните в настройки. Их здесь много, и они могут значительно повлиять на ваш игровой опыт.Начните с изменения системы измерений с имперской на метрическую — это сделает игру более понятной для большинства игроков.Обратите внимание на настройки интерфейса. Сделайте ввод Y/N (да/нет) нечувствительным к регистру — это избавит вас от необходимости постоянно тянуться к шифту.

Настройте масштабирование под свой монитор: для Full HD рекомендую 2x, для 2K и выше — 4x.Отдельного упоминания заслуживает выбор тайлсета — графического оформления игрового мира. Хотя в CDDA можно играть и в классическом ASCII-режиме, большинство игроков предпочитают более наглядное графическое представление. Лично я рекомендую тайлсет Chesthole32 — он наиболее приятен лично моему глазу, но это вкусовщина. Вариантов — десятки.

не бойтесь экспериментровать.Остальное — на ваш вкус.Меняем фаренгейты на цельсии. Настройки переключаются стрелочками на клавиатуре: вверх-вниз — переходим, влево-вправо — переключаем.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Наконец, когда вы закончите с базовыми настройками, пора создавать свой первый мир.Нажмите «Начать->Новый персонаж», и вы окажетесь в меню создания мира. Здесь вас ждёт ещё один важный выбор — моды.

Моды в CDDA могут существенно изменить игровой опыт, добавляя новый контент или меняя механики. Для начала я рекомендую добавить несколько базовых модов: «альтернативные символы карты» для улучшения навигации, «больше профессий» для разнообразия при создании персонажа, «набор складных деталей» и «танки» для расширения возможностей крафта иотключитьмод «упрощённое питание» для большего реализма. Также рекомендую мод «запрет перерождения зомби» — он почти не влияет на баланс, зато избавляет вас от микроменеджмента и необходимости прокликивать Shift-И перед каждым убитым зомби.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Каждый мод может существенно изменить игровой опыт.

Некоторые добавляют новые предметы или существ, другие меняют базовые механики игры. Не бойтесь экспериментировать, но для первого раза, думаю, лучше ограничиться базовыми модами, чтобы не перегружать себя информацией.Навигация в меню с подменю может быть немного непривычной: используйте Shift+Tab и Tab для перемещения по верхнему меню, а Shift+Б и Shift+Ю для навигации по подменю.

Когда закончите с выбором модов, нажмите несколько раз Tab, подтвердите создание мира — и вы окажетесь в самом интересном месте: окне создания персонажа.Тысячи путей создания персонажаСоздание персонажа в CDDA — это, пожалуй, одна из самых увлекательных частей игры. Здесь у вас буквально тысячи вариантов, от полностью экипированного спецназовца до офисного работника, застигнутого Катаклизмом в душе и сбежавшего в одном полотенце.Давайте пройдёмся по основным вкладкам создания персонажа:Режим.

Здесь вы выбираете, с какими ограничениями создаёте персонажа. Есть ограниченный режим (на каждую вкладку свой пул очков), общий (общий пул очков на все характеристики — мой любимый вариант) и свободный (без ограничений, своего рода «креативный режим»).Сценарий.

Эта вкладка определяет, что ваш герой делал за последние сутки до Катаклизма. Выбор сценария влияет на список доступных предысторий.

Например, на смене в пожарной части мог оказаться только пожарный или кто-то из смежных профессий. Для новичков я рекомендую сценарий «Эвакуированный» — он даёт широкий выбор предысторий и относительно безопасное начальное убежище.Профессия. Здесь вы выбираете предысторию персонажа, которая определяет начальное снаряжение, навыки, а иногда даже бионические импланты. Вариантов здесь около сотни, от стандартного «выжившего» до экзотических профессий вроде «циркового артиста» или «мастера боевых искусств».

Или бомжа — да, он тоже может пережить Катаклизм. Для первой игры я бы посоветовал остановиться на «туристе» (нижний вариант, со своей палаткой) или каком-нибудь «выживальщике».Черты. На этой вкладке вы определяете индивидуальные особенности персонажа. Здесь есть десятки вариантов, от непереносимости лактозы до скорочтения.

Черты делятся на позитивные (забирают очки) и негативные (дают очки). Если играете с общим пулом очков, это отличный способ набрать дополнительные баллы для других характеристик.

Только не переусердствуйте — слишком много негативных черт (или неправильно выбранные) могут сделать выживание невозможным.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Помните, что каждый выбор на этапе создания персонажа может серьёзно повлиять на ваш игровой опыт. Но и не бойтесь экспериментировать — в конце концов, часть удовольствия от CDDA заключается в том, чтобы пробовать разные стили игры и стратегии выживания.Характеристики и навыкиТеперь, когда мы определились с общим образом нашего персонажа, пора заняться его характеристиками и навыками. Это критически важный этап, который во многом определит ваши шансы на выживание в мире после Катаклизма.Характеристики — это врождённые параметры вашего героя.

Их всего четыре, и изменить их по ходу игры практически невозможно (разве что с помощью эндгейм-мутаций или бионики):Сила влияет на переносимый вес, здоровье и немного на урон в ближнем бою.Ловкость определяет вашу базовую меткость и скорость действий.Интеллект влияет на скорость роста навыков и эффективность крафта.Восприятие важно для меткости в дальнем бою и обнаружения опасностей (например, мин).Я советую основательно вложиться в характеристики, особенно если вы играете в режиме с общим пулом очков.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Что касается навыков, здесь у вас есть возможность дать персонажу бонусы за счёт очков создания. Однако я считаю это не самым эффективным использованием ресурсов. Навыки можно прокачать в процессе игры, в то время как характеристики изменить гораздо сложнее.

Исключение можно сделать, если вы считаете, что какой-то конкретный навык критически важен для выживания вашего персонажа в самом начале игры. Например, если вы планируете сразу же заняться крафтом каких-то критичных предметов, имеет смысл вложиться в соответствующие навыки.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)После того, как вы распределите все очки, вы попадёте на вкладку описания. Здесь вы можете посмотреть на результат своих трудов — карточку персонажа, похожую на те, что используются в настольных ролевых играх. Дайте своему герою имя, и если вы довольны результатом — сохраните его, нажав Shift+1.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Поверьте, возможность быстро загрузить заранее созданного персонажа очень пригодится вам в будущем.

Как новичку, вам предстоит множество рестартов, и каждый раз проходить процесс создания персонажа заново может быть утомительно.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Когда вы будете готовы, нажмите последний раз Tab — и добро пожаловать в новый, опасный мир после Катаклизма!Добро пожаловать в Ад, или пара слов о сеттингеПрежде чем мы окунёмся с головой в игровой процесс, давайте на минутку остановимся и поговорим о мире, в котором вам предстоит выживать. Сеттинг CDDA — это, пожалуй, одна из самых интригующих составляющих игры, и понимание его поможет вам лучше ориентироваться в происходящем.Представьте себе мир, похожий на гибрид вселенных Fallout и Deus Ex. Недалёкое будущее, где атомные технологии проникли во все сферы жизни, а кибернетические имплантаты стали доступны (пусть и за огромные деньги) для обычных людей.

Мир стремительно движется в сторону киберпанка, с растущим социальным неравенством и корпорациями, чья власть соперничает с государственной.Но за фасадом технологического прогресса скрывается зловещая тайна. НАТО (да, как в передачах на «первой кнопке») ведёт секретные эксперименты в биолабораториях по всему миру. Они работают над созданием нового биологического оружия, выводят боевых комаров (нет, это не шутка, и вы с ними в игре ещё встретитесь) и даже пытаются открыть порталы в параллельные миры.

И, как это часто бывает в научной фантастике, однаждычто-то идёт не так.Хьюстон, у вас проблема… И ещё один пиксель-арт.Автор: Кот ВеселыйКатаклизм — это не просто локальная катастрофа. Это глобальный межпространственный сдвиг, который буквально разорвал ткань реальности. В наш мир хлынули существа и явления из других измерений.

Инвазивные виды, большинство из которых оказались крайне враждебны к человечеству, начали захватывать экосистему Земли.Но настоящий конец света принёс так называемый XE037 или «блоб» — колония микроорганизмов, способная реанимировать и контролировать практически любую мёртвую материю. Именно это привело к классическому зомби-апокалипсису, окончательно похоронившему надежды человечества на сдерживание Катаклизма.В отчаянии политики перевели боевых роботов в режим «стрелять во всё, что движется» и приказали военным заминировать все стратегические дороги.

Как будто этого было мало, страны мира, похоже, обменялись ядерными ударами — то ли пытаясь остановить распространение «блоба», то ли закрыть межпространственные разломы, то ли чтобы затереть следы. Правда тут уже давно покрыта раком, но факт остаётся фактом: теперь ландшафт местами украшают ещё и атомные кратеры.Вот в таком мире вам предстоит выживать. 99,999% человечества уже мертвы или хуже, чем мертвы. А вы — один из немногих выживших, пытающихся найти своё место в этом новом,удивительноммире.

Добро пожаловать в Cataclysm: Dark Days Ahead. Удачи.

Она вам понадобится.Первые 7 днейИтак, вы создали персонажа, познакомились с сеттингом, и теперь готовы начать свою историю выживания. Первая неделя в CDDA — это, пожалуй, самое критическое время. Именно в эти дни решится, выживете вы или погибнете.Вы начинаете игру в якобы безопасном убежище (если выбрали сценарий «Эвакуированный»).

По идее, это место должно быть хорошо оборудовано и рассчитано на двадцать человек. Но не обольщайтесь — похоже, к гражданской обороне в этом мире относились примерно как в России 90-х.

Вместо уютного убежища вас встречают голые стены и ржавые лавки. А в шкафчиках вместо запасов еды и инструментов вы найдёте разве что одеяло из фольги и пару пачек плесневелых галет.В данном случае нам настолько «повезло», что в шкафчиках — невероятно полезное ничего.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)А здесь «пилили бюджет» чуть менее усердно.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Так что, хотите вы того или нет, но в кишащий зомби город придётся вернуться. Ваши первоочередные задачи на ближайшие дни таковы (в порядке приоритета):Найти еду и питьё на завтра. Без этого все остальные планы теряют смысл.Раздобыть какое-нибудь оружие.

В идеале — холодное, чтобы не привлекать шумом новых зомби и огнестрел «на крайний случай». Если повезёт найти огнестрельное оружие с достаточным количеством патронов (например, расхабарить БТР на патронную ленту и найти что-то под этот же калибр) — считайте, что вам крупно повезло.

Но на первое время сойдёт и крепкая труба или самодельное копьё.Инструменты и материалы для крафта. CDDA — это игра, где вы можете (и должны) создавать большинство необходимых вещей сами.

Отвёртка, молоток, ножовка — всё это может оказаться бесценным.Одежда и снаряжение. Ищите прочную одежду, рюкзаки, спальные мешки — всё, что поможет вам выжить в новых условиях. Кроме того, хорошо бы обзавестись измерительными приборами, хотя бы на уровне часов и счетчика Гейгера.Книги. Да-да, в разгар апокалипсиса вам нужны книги.

В CDDA чтение — это ключ к повышению навыков, а значит, к выживанию.Звучит просто? Как бы не так. Даже выполнение первых двух пунктов может оказаться настоящим испытанием.

Помните, что каждый выход из убежища — это риск. Зомби повсюду, и онине единственная опасностьв этом новом мире.Знакомьтесь, зомби обыкновенный. Самая скучная разновидность. Вы будете вспоминать его теплотой эдак через полгода игрового времени или при штурме большого города, когда шокер одарит вас скоростной зарядкой гаджетов, а халк отправит полетать к ближайшей стенке, перед этим сожрав в грудь полный магазин штурмовки.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Будьте осторожны, планируйте каждый свой шаг, и не забывайте о базовых потребностях вашего персонажа.

Голод, жажда, усталость — всё это может убить вас так же верно, как и зубы зомби. Для выживания в 0.

D есть весьманеплохой гайд, разве что, с высоты опыта, мучение штор мне видится избыточным, если вы не совсем с голой кормой стартуете или не планируете рейдить ночью.И ещё один совет: не бойтесь умирать. Смерть в CDDA — это часть игрового процесса.

Каждая неудача — это урок, который поможет вам выжить в следующий раз. Так что не отчаивайтесь, если первые несколько персонажей проживут недолго.

Этонормально.Да, я умер специально, чтобы показать этот дивный экран. Имейте понимание, что вы увидите его не раз. И не два. И даже не десять.

Ах да, если вы ещё не поняли — тут есть пермасмерть и нет быстрой загрузки.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Весёлый автомеханикОдна из самых интересных и уникальных особенностей CDDA — это транспортная система. Забудьте о том, что вы знали о машинах в других играх. Здесь всё на совершенно другом уровне.В мире CDDA представлено огромное разнообразие транспортных средств — от простых велосипедов до мощных тракторов и даже бронетранспортёров.

Всего в игре около сотни «заводских» моделей. Но самое интересное начинается, когда вы понимаете, что каждое транспортное средство полностью кастомизируемо.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Да, вы можете не просто найти готовый автомобиль, но и собрать свой собственный «смертовоз» с нуля.

Хотите бронированный фургон с установленным на крыше пулемётом (или лазган-турелью)? Пожалуйста. Мечтаете о мобильной лаборатории-мастерской на солнечных батареях чтобы распиливать брошенные авто на цветмет?

Нет проблем. Главное — найти нужные детали и инструменты.Ибо есть нюанс. Для всех этих автомеханических чудес вам понадобятся соответствующие навыки и целый арсенал инструментов.

Домкраты, лебёдки, сварочный аппарат, дрель, ножовка, молоток — и это только начало списка. Вы можете либо собрать весь этот инструментарий по частям, обыскивая заброшенные дома и магазины, либо найти и зачистить автомастерскую.И знаете, что самое интересное? Понятие «автомобиля» в CDDA очень…расплывчато.

Например, обычная тележка из супермаркета — это не просто предмет, а полноценный «автомобиль», состоящий из колёсиков, рамы и корзины. Вы можете толкать или тянуть её, как и любой лёгкий, транспорт, нажав кнопку «G» (именно большую, с шифтом — милые особенности управления).Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)А теперь представьте, что вы берёте ту же раму, ставите на неё аккумулятор от электромобиля и сварочный аппарат. Вуаля!

У вас получилась мобильная сварочная станция. Или возьмите несколько рам без колёс, сварите их в доме, поставьте кузнечный горн, плиту, пару холодильников и морозильников, добавьте блок солнечных панелей и аккумуляторов снаружи, соединив электросистемы «крокодилами» — и вот у вас уже полноценный электрифицированный дом с удобствами.Глубина механик транспорта в CDDA открывает бесконечные возможности для экспериментов.

Транспорт (и «транспорт») здесь не просто средство передвижения — это ключевой элемент выживания и развития вашего персонажа в постапокалиптическом мире. Да и в целом не стоит зацикливаться на какой-то постоянной базе, как минимум, после полной зачистки города, если вы не планируете жить всё более долгосрочными рейдами на всё более удалённые города, имея свой домик и огородик (это тоже полностью валидный геймплей, к слову). Я понял это не сразу, и теперь доношу до вас.Лайфхаки по выживаниюЯ не могу дать вам универсальный рецепт выживания в мире CDDA — это тема для отдельного, очень длинного гайда.

Но я могу поделиться несколькими неочевидными «фишками», которые я открыл для себя не сразу.Во-первых, помните, что в начале игры зомби сильнее вас. Поэтому стелс — это не просто опция, а, возможно, ваша лучшая стратегия выживания.

Научитесь двигаться тихо, избегать ненужных столкновений и, если уж приходится драться, выманивать зомби по одному из толпы.Nota bene: ночью зрение зомби страдает так же, как и ваше — лутать безопаснее именно в тёмное время суток… Пока вы не включите фонарик, чего делать определённо не стоит, если вы не хотите привлечь всю зомбятину в округе. Если на старте у вас будет ПНВ в любом виде — вы сорвали джекпот.Во-вторых, обратите внимание на шум. Как и в Project Zomboid, зомби в CDDA реагируют на звуки.

Обычно это работает против вас, особенно если для входа в здание пришлось разбить окно или пострелять. Но вы можете использовать это и в свою пользу.

Например, если у вас есть петарды, вы можете бросить одну подальше от места, которое хотите обыскать, а затем быстро удалиться. Пока большая часть зомби будет исследовать источник шума, у вас появится возможность относительно спокойно полутаться.В-третьих, подходите ответственно к выбору холодного оружия. Оно должно либо соответствовать вашему боевому стилю (если вы потратили очки на его изучение при создании персонажа), либо позволять атаковать «через клетку» (например, копьё), чтобы зомби не могли до вас дотянуться.В-четвёртых, будьте осторожны с огнём. Многие новички, начитавшись советов в интернете, пытаются сделать самодельный огнемёт и сжигать зомби.

Но помните: в CDDA очень реалистичная система распространения огня. Вы можете не только сами сгореть, но и спалить полгорода вместе со всем ценным лутом.И, наконец, не проходите мимо неисправных автомобилей. Это не просто груда металлолома, а настоящий клад для выживальщика.

С любой машины можно снять бортовую электронику, с грузовиков — большие ящики (которые потом можно использовать в своём транспорте). Из классических автомобилей можно слить бензин или дизель (нужна ёмкость и трубка), снять большие баки (бывшие бензобаки). Электромобили — источник аккумуляторов, солнечных панелей и тяговых моторов.

Армейская техника — кладезь редкой тяжёлой брони. А если вам повезёт найти автодом — считайте, что вы сорвали джекпот. Это готовая мобильная база с холодильником, плитой и походной кроватью.Помните: в мире CDDA всё может быть полезным.

Нет ненужных вещей, есть вещи, применение которым вы ещё не нашли.Будущие развлеченияМир Cataclysm: Dark Days Ahead поистине безграничен. Когда базовое выживание перестанет быть проблемой, перед вами откроются новые горизонты.

Контента здесь хватит на тысячи часов игры, и я физически не могу рассказать обо всём, что ждёт вас дальше. Потому что это должны решать именно вы. Вот лишь несколько идей, чем можно заняться:Штурм военной базы.

Опасно? Безусловно. Но награда стоит риска: передовое оружие, броня и технологии могут вывести ваше выживание на новый уровень.Исследование подземных лабораторий. Эти комплексы полны опасностей, но именно там вы можете найти передовые технологии, редкие мутагены и ценные научные данные, которые раскроют кусочки тайны Катаклизма.

Будьте готовы к встрече с результатами неудачных экспериментов.Заброшенные шахты. Поверьте, спуск в недра земли в мире CDDA — это отдельное приключение.

Здесь вас ждут не только ценные ресурсы, но иуникальные подземные обитатели. Запаситесь батарейками для фонаря и не забудьте верёвку! Она очень пригодится, чтобы на ней повеситься.Создание смертовоза мечты. Когда у вас будут необходимые навыки и ресурсы, вы сможете построить поистине впечатляющее транспортное средство.

Бронированный восьмитайловый смертовоз на колёсах с солнечными батареями, турелями и лабораторией на борту, способный прорваться через любую орду зомби и увезти весь хабар из десятка городов? Почему бы и нет!Эксперименты с мутациями и бионикой. CDDA предлагает обширные возможности для изменения вашего тела.

Хотите отрастить когти? Или, может, встроить в руку лазерную пушку?

Выбор за вами, но помните орисках.Коллекционирование оружия. В игре представлены сотни видов оружия, от примитивных дубинок до футуристических лазерных винтовок. Попробуйте собрать их все!Механизированное фермерство.

Да, в мире после апокалипсиса вы можете стать фермером. Но не простым, а с использованием автоматизированной техники. Постройте теплицы, создайте системы орошения, используйте роботов для сбора урожая.Строительство с нуля. Может быть, вы мечтаете о простой жизни вдали от опасностей города?

Тогда отправляйтесь в лес, срубите деревья и постройте себе уютный домик с меблировкой и нескучными обоями. Да, в CDDA есть и такая возможность. Найдите уютное местечко и постройте там настоящий форт. Вырубите деревья, обработайте брёвна, возведите стены — всё своими руками.Главное, что нужно понять: в этой игре нет ничего невозможного, а контента даже без учета модов «натрамбовали» тысячи на две часов минимум.

Вы ограничены только своим воображением и, конечно, навыками вашего персонажа. Но последнее — дело наживное.Заключение: итоговое мнение и балльная оценкаПодводя итог, можно сказать, что Cataclysm: Dark Days Ahead — это как если бы Project Zomboid скрестили с классическим «рогаликом», а затем возвели в куб по глубине геймплея.

Это игра, где каждое действие имеет значение, где каждое решение может стать решающим для выживания.Не придумал, куда вставить карту, поэтому вставлю её сюда. Она каждый раз генерируется автоматически, бесконечна и доступна на кнопку «M». В данном случае нам сравнительно повезло: город пусть без оружейки с библиотекой, зато с кучей домов и супермаркетом для мидгейма.Автор: CDDA Team (CC BY-SA 3.0 Unported)Да, CDDA — пошаговая игра, но время здесь считается в секундах, и каждый ход может занимать разное количество реального времени.

Так что вернее будет назвать её не «пошаговой», а «риалтаймом с активной паузой». Вы всегда можете остановиться, обдумать свои действия, но мир вокруг вас не застывает на месте.Глубина и комплексность игровых механик CDDA поистине впечатляют. Здесь есть практически всё, что вы можете представить в игре о выживании, и даже больше.

Однако у этой медали есть и обратная сторона — кривая обучения здесь высотой с Эверест. Новичкам придётся потратить немало времени, чтобы освоиться в этом сложном мире. Отдельного упоминания заслуживает и подход разработчиков к интерфейсу и управлению.

Честно говоря, он весьма своеобразный. Игра использует все клавиши клавиатуры, что может показаться перебором.

А отсутствие встроенного обучения только усугубляет ситуацию.Учитывая всё вышесказанное, я бы оценил Cataclysm: Dark Days Ahead на4.5 из 5.Четверть балла снимается за не самый дружелюбный интерфейс и управление, и ещё четверть — за полное отсутствие обучения в игре. Но даже с этими недостатками CDDA остаётся одной из самых глубоких, сложных и захватывающих игр о выживании, которые я когда-либо встречал.Другие статьи:Обзор We. The Revolution: «Революция — это когда вдруг не страшно»…7 саундтреков из игр, которые хочется переслушивать7 российских игр, которым нужен ремейк